Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.
Верх безумия — ставить себе целью разрушение страстей.
Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.
Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя.
Где, как не в браке, можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятых вздохов, пролитых вместе слез?
Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.
Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат: рано или поздно им воздвигают статуи и в них видят благодетелей человеческого рода.
Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы.
Для того чтобы растрогать, не нужно самому быть растроганным.
Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело.
Если ложь на краткий срок и может быть полезна, то с течением времени она неизбежно оказывается вредна. Напротив того, правда с течением времени оказывается полезной, хотя может статься, что сейчас она принесет вред.
Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна.
Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой нет у злого человека.
Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.
Живописец и скульптор — оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко — комического. Мрамор не смеется.
Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Искренность — мать правды и вывеска честного человека.
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее.
Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо.